В последнее время уделяется много внимания исследованиям пептидов и изучению их свойств. Это короткоцепочечные соединения, по структуре похожие на белки. В каждом из них обнаруживаются важные способности, которые имеют значение для развития практической медицины и поиска перспективных направлений лечения.
При анализе клинической эффективности короткого пептида IPH LGA выявили регулирующее действие соединения на структуру и функциональные способности семенников. В ходе исследования обнаружили специфическое и избирательное действие IPH LGA на ткани семенников, что привело к активизации трофических процессов в проблемной области, коррекции морфологических нарушений, устранению патологий и предупреждению возможных проблем. В будущем эти свойства могут успешно использоваться для восстановления функций половой системы у мужчин.
Распространенной проблемой является возрастное изменение гормонального фона, которое у мужчин характеризуется андрогенным дефицитом. Состояние сопровождается определенным набором биохимических и клинических симптомов, а его особенность – снижение уровня тестостерона и прямая зависимость распространенности от возраста мужчины. Симптомы приводят не только к сбою в работе самого организма, но также к снижению качества жизни пациента, поэтому требуют назначения соответствующей терапии.
Патологические процессы, возникающие в мужских половых органах, начинаются с поражения яичек. Атрофия тканей приводит к нарушению функций органа и часто диагностируется уже в возрасте 40 лет. Чуть позже нарушается продукция гормонов, что негативно влияет на гормональный фон и общее здоровье мужчины, которое подразумевает не только физиологию, но также психический и нейрогуморальный компоненты. Наиболее частыми жалобами при этом становятся ослабление эрекции, снижение либидо и частоты половых сношений.
Вопрос поиска эффективных методов лечения остается актуальным. Исследования выявили положительное действие пептида IPH LGA на пациентов с подобными проблемами андрогенного дефицита.
Клиническое изучение пептида IPH LGA
Исследование проводилось для выявления свойств пептида, которые могли бы использоваться для восстановления половых функций у мужчин. Исследуемой аудиторией были выбраны мужчины с диагнозом андрогенного дефицита. Количество пациентов составило 48 человек, а их возрастная категория – 45–68 лет.
Изучались результаты, полученные при применении различных доз пептида, после чего наиболее оптимальным и эффективным посчитали количество IPH LGA в 100 мкг.
Основной жалобой пациентов было ослабление половой функции. Дополнительно мужчины жаловались на:
быструю утомляемость;
ухудшение памяти;
приливы жара;
ослабление умственной и физической работоспособности.
Исследуемое соединение давали пациентам перорально. Суточное количество составило 100 мкг как наиболее эффективная дозировка [Хавинсон В. Х., Линькова Н. С., 2013]. Для оценки результатов обращали внимание на динамику жалоб больных, изменения биохимического состава крови, заключение пальпаторного осмотра простаты, показатели лабораторных анализов.
Эффективность и действие пептида определяли по параметрам качества жизни пациентов, которые оценивали по шкале EuroQol. Процесс проходил в два этапа:
Оценка минимальных требований для обеспечения нормального качества жизни (самообслуживание, отсутствие боли, наличие тревожности, уровень двигательной активности).
Субъективная оценка своего состояния пациентом, которая для максимальной точности проводилась по 100-балльной шкале.
Исследование выявило, что андрогенный дефицит спровоцирован гормональными перестройками и психоэмоциональными перегрузками. Частым сопутствующим симптомом оказывалась гипергликемия. После начала приема пептида наблюдалось стойкое повышение уровня мужских гормонов более чем в три раза, что приведено в таблице 1.
*p<0.05 разница по сравнению с контрольной группой (до начала исследования).
# p<0.05 разница между показателями при применении 50 мкг и 100 мкг
Исследование определило наиболее эффективную концентрацию IPH LGA в 100 мкг. Более низкие дозировки не приводили к нужному положительному результату, а более высокие оказались не намного эффективнее.
Подтвердить положительную клиническую динамику после применения пептида помогли лабораторные анализы. Микроскопическое изучение эякулята выявило повышение количества и подвижности сперматозоидов, снижение их патологических форм.
Второй этап также подтвердил важные свойства пептида, так как пациенты отметили значительное улучшение качества жизни по всем критериям оценивания, что приведено в таблице 2.
Результатом исследования стало подтверждение способности пептида восстанавливать структуру и функции семенников, что может учитываться в будущем для составления схемы лечения мужчин с андрогенным дефицитом. Пептид рекомендовано применять в качестве биодобавки для профилактики нарушений половой сферы или как дополнение к назначенной медикаментозной терапии.
Экспериментальное изучение пептида
Превалирующей причиной развития патологии в семенниках выступает воспалительный процесс. Фармакологические свойства пептида IPH LGA оценивали на экспериментальной модели, для которой использовали крыс как максимально близких существ к человеку по фармакокинетическим параметрам [Миронов А. Н., Бунатян Н. Д. и др., 2012].
В ходе исследования использовали 50 крыс, у которых спровоцировали воспалительный процесс в семенниках. Уход за животными, процедура их кормления и другие манипуляции проводились по установленным стандартам.
Крыс разделили на две группы, одной из них вводили раствор пептида IPH LGA. Через месяц регулярного применения пептида к самцам подселили несколько самок. Еще через 7 дней провели подсчет оплодотворенных особей. После этого крыс умертвили, самцам удалили семенники и изготовили из них срезы для дальнейшего изучения под микроскопом.
Результаты показали, что в контрольной группе у животных продолжался воспалительный процесс и наблюдалась гипертрофия тканей. Были также выделены большие участки ишемии. В основной группе ткани кровоснабжались лучше, а качество сперматозоидов заметно отличалось в хорошую сторону (рисунок 1).
Рисунок 1: Патологические сперматозоиды
*p<0.05 по сравнению с контрольной группой
Количество осемененных самок в контрольной группе оказалось меньше, чем в основной, а количество удачных оплодотворений было всего 56 % вместо 82 % после приема пептида.
Результатом применения пептида IPH LGA стало повышение оплодотворяющей способности самцов крыс, а также протекторное действие на клетки семенников, что уменьшило степень развития патологических реакций. Эксперимент доказал, что изучаемый пептид способен повышать активность сперматозоидов, а также проявляет противовоспалительное действие, что благоприятно отражается на репродуктивной функции.
Клиническое исследование IPH LGA на человеческих культурах
Изучение онкопротекторных и цитостатических свойств пептида проводилось на эмбриональных стволовых клетках. Активность семенников и сперматогенез регулируются гормонами гипоталамо-гипофизарной системы. От ее правильной работы зависят уровень выработки тестостерона, рост и развитие сперматозоидов. В ходе исследования оценивали экспрессию гена LHRH, который отвечает за эти процессы.
На втором этапе проводили оценку маркерных молекул, которые являлись показателями наличия патологий, в частности новообразований и старения тканей. В качестве них был выбран антиген-4 SSEA-4 и белок р53 [Donekover et al., 2002].
Экспрессию молекул измеряли до начала опыта, а затем делили биоматериал на основную и контрольную группы. В одну из них добавляли исследуемый пептид, в другую – контрольный, в качестве которого использовали Glu-Trp. Дозировка обоих соединений составляла 100 мкг [Линькова Н. С. и др., 2016; Khavinson V. et al., 2017].
Полученные образцы изучали под микроскопом, где исследуемые маркеры подсвечивались синим. Для определения эффективности действия пептида подсчитывали относительную площадь экспрессии. Результаты приведены на рисунках 2, 3.
Рисунок 2: Влияние пептида на ген LHRH
*p<0.05 по сравнению с исходными данными
**p<0.05 по сравнению с контролем
***p<0.05 между показателями уровня экспрессии при применении Glu-Trp и IPH LGA
Рисунок 3: Влияние пептида на белок р53
*p<0.05 по сравнению с исходными данными
**p<0.05 по сравнению с контролем
***p<0.05 между показателями уровня экспрессии при применении Glu-Trp и IPH LGA
Выводы
Полученные данные дают возможность говорить о цитопротекторном действии изучаемого пептида и его онкопротекторных свойствах. Выявленная биологическая активность и разнообразие фармакологических действий дают основание применять пептид для нормализации гормонального фона мужчин, а также регулирования их половой функции и процесса сперматогенеза.
Литература
Линькова Н. С., Дробинцева А. О., Орлова О. А., Кузнецова Е. П., Полякова В. О., Кветной И. М., Хавинсон В. Х. Пептидная регуляция функций фибробластов кожи при их старении in vitro // Клеточные технологии в биологии и медицине. – 2016. – № 1. – С. 40–44.
Мутовин Г. Р. Основы клинической генетики (геномика и протеомика наследственной патологии). Учебное пособие для вузов в 2-х томах. Вып. 3. М.: ГЭОТАР-медиа, 2008.
Хавинсон В. Х. Пептидная регуляция старения. СПб.: Наука, 2009. – 50 с.
Lin L, Achermann JC. Steroidogenic factor-1 (SF-1, Ad4BP, NR5A1) and disorders of testis development // Sex Dev. – 2008; 2 (4–5): 200–209.
Миронов А. Н., Бунатян Н. Д. и др. Руководство по проведению доклинических исследований лекарственных средств // Коллектив авторов. — М.: Гриф и К, 2012. — 944 с.
Цветков И. С., Макарова О. В., Мхитаров В. А. Структурно-функциональная характеристика предстательной железы крыс // Клиническая и экспериментальная морфология. – 2013 – № (4) – c. 69–74.
Kageyama S, Ii H, Taniguchi K, Kubota S, Yoshida T, Isono T, Chano T, Yoshiya T, Ito K, Yoshiki T, Kawauchi A, Nakata S. Mechanisms of Tumor Growth Inhibition by Depletion of γ-Glutamylcyclotransferase (GGCT): A Novel Molecular Target for Anticancer Therapy// Int J Mol Sci. – 2018 – № 19 (7). – p. 20–34.
Nishi K, Ramakrishnan S, Gunasekaran VP, Parkash K, Ramakrishnan A, VijayKumar N, Ganeshan M. Protective effects of p‑coumaric acid on ethanol induced male reproductive toxicity // Life Sci. – 2018 – № 3. – p. 24–32.
Zhao L, Wang C, Lehman ML, He M, An J, Svingen T, Spiller CM, Ng ET, Nelson CC, Koopman P. Transcriptomic analysis of mRNA expression and alternative splicing during mouse sex determination // Mol Cell Endocrinol. – 2018 – № 4. – p. 303–317.
Дедов И. И., Калинченко С. Ю. Возрастной андрогенный дефицит у мужчин. — М.: Практическая медицина, 2006.
Хавинсон В. Х., Кузник Б. И., Линькова Н. С., Проняева В. Е. Влияние пептидных регуляторов и цитокинов на продолжительность жизни и возрастные изменения системы гемостаза. // Успехи физиол. наук. 2013. Т. 44. № 1. С. 39–53.
Nieschlag et al. Investigation, treatment, and monitoring of late-onset hypogonadism in males: ISA, ISSAM, and EAU recommendations. // J Androl. – 2006 – Mar-Apr; 27 (2): 135–7.